Этимология точек на теле: точка шао-шан

Китайский язык – один из самых древних, глубоких и сложных для понимания языков на планете. Иногда один иероглиф может вбирать в себя глубочайшие философские  понятие и бездну смыслов. Процесс формирования иероглифов очень сложный и комплексный. Команда проекта “Мамандарин” решила выпустить серию статей на тему этимологии названия точек на теле. В процессе работы мы будем обращаться к таким великим трудам, как «Происхождение китайских иероглифов» (说文解字 shuo wen jie zi «Шо Вэнь Цзе Цзы» (первый словарь иероглифов, составленный и упорядоченный по принципу иероглифического «ключа», а также с приведённым анализом строения иероглифического знака), Словарь Канси (康熙字典 kang xi zi dian, составленный при императоре Канси (в 1710—1716 гг.) словарь китайского языка, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв.) и другим современным трудам на тему происхождения названий акупунктурных точек.

Точка Шао-шан 少商穴(Lu 11,Lung meridian 11)

Локализация: на лучевой стороне большого пальца кисти, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя.

Первое упоминание точки зафиксировано в каноне Таинственной Сути “Лин Шу” главе “Бэнь Шу” ·ling shu ben shu. 

Шао 少 shao 

В «Комментариях к изъяснениям письмен и толкованию иероглифов»  shu wen jie zi zhu Дуань Юйцая 段玉裁 duan yu cai, 1815 г.) о первом иероглифе шао говорится следующее: “шао  shao означает мало, немного, маленький, малочисленный, молодой; в древности иероглифы мало и маленький были взаимозаменяемы”.

В жизнеописании китайского поэта, учёного и политического деятеля Цзя И 贾谊 jia yi (династии ранняя или Западная Хань, 206 г. до н. э. – 8 г. н. э) иероглиф шао употребляется как приставка к трём санам: младший опекун “шао бао” 少保 shao bao, младший воспитатель наследника престола “шао фу” 少傅 shao fu и младший наставник наследника престола “шао ши” 少师 shao shi.

Также иероглиф Шао является редкой фамилией.

Шан 商 shang

Написание на цзягувэнь, гадательных надписях на костях и черепашьих панцирях (XIVXI вв. до н. э.)
острый и колющий предмет, орудие пыток

пещера, грот, подземная тюрьма

口        рот, разговаривать, вести переговоры.
То есть изначальный смысл иероглифа шан – квалифицировать преступление, определять меру наказания.

Позднее в Шо Вэнь Цзе Цзы «Происхождении китайских иероглифов» 说文解字 shuo wen jie zi иероглиф шан объясняется как “познавать внутреннее через внешнее, понимать законы природы и человеческие чувства”.

В толковании 58 гексаграммы И-Цзина Дуй dui gua встречается иероглиф шан в значении “обсуждать, совещаться, договариваться”.

В “Комментариях к изъяснениям письмен и толкованию иероглифов”  shuo wen jie zi zhu у иероглифа шан появляется значение “пресекать, ограничивать, торговать”. 

В словаре китайских иероглифов 6 века Юй Пянь 玉篇 yu pian к значениям добавляется еще одно, которое сохранилось по сей день, это вторая ступень китайского пятиступенного лада (пять ступеней гаммы (гун宫 gong, шан 商 shang, цзяо 角 jiao, чжэн 徵 zheng, юй 羽 yu)); соответствует ми, ε, в европейской номенклатуре); по ассоциации это осень, запад, печаль, металл, орган легкие.

Династия Шан 商朝 shang chao (1600 до н. э. — 1046 до н. э.), вторая династия в китайской истории и первая династия с непосредственными письменными источниками.

Толкование: итак, иероглиф “шао” имеет значение “мало, маленький”, а “шан” в данном случае – один из пяти звуков китайской пентатоники. Звук “шан” соотносится с элементом Металл и органом легкие, это точка-исток ручного тай-инь меридиана легких, ци в ней мала и только зарождается, ци похожа на воду, струящуюся из небольшого родника. 

Упоминания в классических трактатах: 

1. «Канон основ иглоукалывания и прижигания», “Чжэнь цзю цзя и цзин” 针灸甲乙经 zhen jiu jia yi jing: при холодной или горячей потере сознания, трепете сердца и резком потоотделении; лихорадке со стуком зубов, вздутием живота, хрипами в груди;  при перемежной лихорадке, холодных конечностях, сухих губах, болях в пальцах рук, звуке ветра в ушах, спазме пальцев рук и запястья, кашле с одышкой, затрудненном пищеварении. При рвоте совмещать с точкой лао-гун.

2. “Тысяча золотых рецептов на все случаи” “Бэй цзи цянь цзинь яо фан” 备急千金要方 bei ji qian jin yao fang: боль в предушной зоне.
3. “Собрание чудодейственных рецептов Великого спокойствия” “Тай пин шэн хуэй фан” 太平圣惠方 tai ping sheng hui fang: отсутствие аппетита, вздутие живота, отсутствие вкуса у еды, одышка.
4. Трактат “Канон священного предвестия Бянь Цюэ, иглоукалывание и прижигание  Яшмового дракона” Бянь Цюэ Шэнь Ин Чжэнь Цзю Юй Лун Цзин» 扁鹊神应针灸玉龙经 bian que shen ying zhen jiu yu long jing:  тонзиллит, острая ларингеальная инфекция, язвы и трещины в носовой полости.
5. “Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека” “Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю ту цзин” 铜人腧穴针灸图经 tong ren shu xue zhen jiu tu jing: внезапное распухание щёчного-челюстной зоны, ощущение преграждения в горле.
6. Иллюстрированные комментарии к Упорядоченному Канону [Желтого императора о внутреннем], “Лэй цзин ту и” 类经图翼 lei jing tu yi: жар цзан органов, куриная слепота, инсульт.
7. “Большие достижения акупунктуры” “Чжэнь цзю да чэн” 针灸大成 zhen jiu da cheng: боль и воспаление в горле.

Современное применение: 

Точка шао-шан является одной из самых эффективных точек для очищения жара, особенно жара легких, обладает мощным рассеивающим действием, выводя патоген наружу. При синдроме жара обычно производится точечное укалывание с кровопусканием.

-при таких симптомах повреждения экзогенным ветром-жаром, как кашель, одышка, воспаление носоглотки, носовые кровотечения;

-при застое  эндогенного жара с такими симптомами, как повышенная температура, рвота, ощущение стеснения в груди, вздутие живота, тошнота и рвота;

-регулирует течение ци и крови, открывает отверстия, пробуждает мозг, успокаивает дух Шэнь, применяется при инсульте, коме, обмороках (также на фоне солнечного удара), судорогах (также у детей при высокой температуре), одышке и приступах кашля, истерике, онемении конечностей.

-интенсивный массаж точки шао-шан поможет при икоте и приступах кашля.

Комментировать