Зачатие, беременность, роды и послеродовое восстановление по канонам китайской медицины:часть 2

    0
    511
    Друзья, продолжаем рассказ о взгляде китайской медицины на один из самых важных периодов в жизни человека — рождение ребенка. В первой части мы писали о подготовке к беременности и зачатии, а сегодня продолжим разговор уже о беременности и постнатальным восстановлении. 

    Пол ребенка 

    Определением пола будущего ребенка в Китае были озабочены с глубокой древности, патриархальное общество очень ценило мальчиков и с пренебрежением относилось к девочкам. Именно поэтому в древних трактатах можно встретить упоминания о том, под воздействием каких факторов происходит определение пола ребенка:
    «Когда мужчина и женщина соединяются, это похоже на клубящиеся ци Неба и Земли. Если эссенция цзин достигает первой, а женская кровь после присоединяется, цзин открывается и окутывает кровь, то рождается женщина. Если кровь Инь достигает первой, а мужская эссенция цзин вторгается после, кровь окутывает цзин – рождается мужчина».
    Поэтому конституционно мужчина снаружи Ян, а внутри Инь, женщина же снаружи Инь, а внутри Ян.
    «Если Инь и Ян достигнут одновременно, то не мужская и не женская плоть. Если цзин и кровь разделятся, это предзнаменование двойни или тройни. Если жена старше мужа, рожденная девочка будет слабой. Если жена крепкая, а муж истощенный, рожденный мальчик будет хворый. Такой дочери после рождения следует питать кровь и укреплять селезенку, а мальчику укреплять селезенку и ограничивать интерес в отношении противоположного пола. Такую дочь нужно раньше отдать замуж, а у такого сына повременить с женитьбой, пока он не окрепнет». 
     
    На первый взгляд формулировки очень запутанные, но если разобраться…. Интересно, как вы их интерпретируете 😉 

    Беременность 

    Важным аспектом периода беременности является понимание, что для роста и развития плода необходимы дополнительные ци и кровь, которые, в идеале, должны трансформироваться из пищи, в противном же случае, они будут «отобраны» у матери. 

    К счастью, мы живём во время, когда недостатка в продуктах питания нет, однако острее стоит проблема качества этих продуктов, а также понимание правил их употребления.

    На первый план в период беременности выходит проблема восполнения крови. По канонам китайской медицины основу рациона должны составлять злаковые, а мясо, овощи и фрукты лишь дополнять их. Диета должна быть разнообразной, пища легкой. В рацион следует включить такие продукты, как пшено, красная фасоль, серебристый гриб, финики унаби, кунжут, говядина (в случае слабой функции селезенки густые говяжьи бульоны), изюм, кокос и кокосовая вода, шелковица, арахис с красной кожурой, бурый сахар и т.д.
    Также важным аспектом является стабильное эмоциональное состояние матери, помимо ярких отрицательных эмоций, положительные проявления так же не должны быть избыточными (избыточная радость повреждает сердце и становится причиной рассеивания ци). Помыслы и дела должны быть чистыми, рекомендуется избегать контакта с любыми негативными раздражителями (отрицательные эмоции, негативные ситуации, громкие или раздражающие звуки и т.д.).

    Первые три месяца и после седьмого месяца беременности следует воздержаться от интимной близости, иначе это может привести к повреждению сосудов Чун и Жэнь, а так же коллатералей матки, а при слабой конституции даже к выкидышу.

    Ежедневная легкая физическая активность обязательно должна присутствовать в жизни будущей мамы, это не только будет способствовать нормальному движению ци и крови, но и обеспечит легкие роды.

    Неправильное положение плода 

    Очень эффективной техникой при неправильном положении плода на последних месяцах беременности, которой активно пользуются и сейчас, является моксотерапия точки Чжи-инь.

    Точка расположена на наружной стороне мизинца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя.

    При необходимости точку прогревают сигарой 2 раза в день по 10-15 минут. Иногда достаточно 1-2 дней, чтобы плод вернулся в нормальное положение.

    Также на точку Чжи-инь можно воздействовать массажными движениями при прогнозах тяжелых родов.

    Естественные роды или кесарево сечение

    К сожалению, в отношении Китая статистика по естественным родам не утешительна, по данным 2020 года в некоторых городах число кесаревых сечений достигает 72%, большинство из которых не имеет медицинских показаний, а обусловлено лишь желанием женщины избежать болезненных ощущений. Начиная с 2008 года Китай занимает первое место во всем мире по количеству кесаревых сечений.

    С точки зрения китайской медицины кесарево сечение является серьезной травмой для организма женщины, повреждающим целостность системы меридианов. В первую очередь происходит искусственное прерывание тока ци в каналах Жэнь-май и Чун-май (кстати, это одна из основных причин частого недостатка грудного молока у женщин, перенесших кесарево сечение).

    Выше мы писали про точку Чжи-инь, на нее так же можно воздействовать при слабой родовой деятельности (воздействовать интенсивным массажем или прижиганием, иглоукалывание данной точки в период беременности запрещено).
     
    Так же при затрудненных родах, слабой родовой деятельности, задержке плаценты рекомендуется массаж точки Кунь-лунь. 
    Точка Кунь-лунь расположена в углублении между латеральной лодыжкой и пяточным сухожилием. 
    Во время схваток можно использовать ароматерапию, по несколько капель эфирных масел лаванды, чайного дерева и ладана помогут расслабиться и уменьшить болезненные ощущения. 
    Так же высокую эффективность для обезболивания в родах показывает аурикулярная терапия. Выбрать точки шэнь-мэнь, точки симпатического нерва, матки, эндокринной системы и субкортекса, разминать каждую точку в течение 1 минуты на одном ухе, через 10-15 минут те же точки на другом ухе. 
    Надавливающие движения на точки хэ-гу и сань-инь-цзяо так же помогут уменьшить болевые ощущения. Эффективность повысит совмещение с легким разминающим массажем поясницы и крестцовой зоны. 
    В древних трудах по акушерству очень частым упоминанием является использование тряпичного мешочка с горячими соевыми бобами, который прикладывали к области крестца с целью обезболивания. 
    В следующей статье данного цикла мы подробно расскажем о периоде послеродового восстановления по канонам китайской медицины. 

    Комментировать